МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РАБОТА С ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Метод ключевых слов

2. Как ученику запомнить слово?

3. Система упражнений при объяснении новой лексики

4. Система упражнений при объяснении нового материала

5. Работа по овладению активным минимумом

6. Прием записи при усвоении речевого материала

7. Прием развития зрительной памяти в работе с новыми словами

8. Нетрадиционные формы заучивания лексики

9.Mind map в обучении и активизации лексического материала

10. Работа по овладению пассивным словарем

11. Работа ( упражнения) по развитию потенциального словаря учащихся

 12. Развитие языковой догадки

13. Контроль уровня сформированности лексических навыков

14. Виды диктантов для проверки лексического запаса учеников

15. Методические рекомендации по использованию иллюстративных карточек

16. Песня как прием обучения английскому языку

17. English riddles

18. Постеры в обучении языку

Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения иностранному языку, так как в процессе работы с текстами формируются :
1.лексические, фонетические, грамматические навыки;
речевые умения;
2. коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.

Использование текстового материала позволяет

-формировать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки;
- расширять словарный запас;
-развивать языковую и контекстуальную догадку;
- активизировать знакомую лексику в новых речевых ситуациях;
- развивать и совершенствовать речевые умения в чтении и устной речи;


Метод ключевых слов «5П» был разработан американскими психологами.

Суть метода:

1П – просмотри бегло текст;
2П – пометь ключевые слова;
3П – придумай вопросы к ключевым словам;
4П – просмотри текст повторно;
5П – перескажи текст, опираясь на ключевые слова и вопросы.

Пример работы с текстом по методу "5П"

10 класс, тема "Kazakh Beliefs"

1. Look through the text .What is this text about?
This text is about …….
…… is/are described in the text.
The author tells us about …..

2. Find the key words of each extract of the text. Underline them and then write them out.

beliefs and superstitions, salt, cauldron, burnt salt, horse mane and tales,dog, pregnant women, visitor, breakfast

3. Put as many questions to the key words as you can. All types of questions are possible. Ask your questions to your classmates.

1. Do you believe in beliefs and superstitions?

2. What is the essence of food in?

3. What can not be left facing the entrance door?

4. What is a bad omen for daughters of the household?

5. What do the Kazakh associate with mourning and death?

7. When will have a horseman a happy voyage?

8. Who cannot have a haircut?

9. Who must have some of your food during your breakfast?

10. What is the beginning of a day?

4. Read the text once again. Find how does the author explain the reasons why:

-Kazakh are always careful with salt?

Lives of those who have been careless with salt will become salty and bitter until the salt spilt by them dries out.

-one should take care when putting a kettle on the fire so as not to let the boiling water escape on to the fire?

Because the water salts will be burnt in the fire, and burnt salt is a bad omen for daughter of the household.

- horse mane and tails must be not trimmed?

Ussualy, horse mane and tails are not trimmed, to make sure the horse s owner enjoys good health.

-people would not try to force a dog followed a horseman back?

The dog is devoted to its owner, and if it wants to go with him it means he will have a happy voyage.

- a morning guest can leave your home after he or she has tried some or your food.

There is a saying : " One cannot ignore the morning meal" and "If you do not have a breakfast, the community will refuse you".

5. Retell the text using the key words and your questions as a plan for your answer.

Метод «5П» является эффективным методом работы в группах с любым уровнем подготовки учеников. С заданиями справляются даже слабоуспевающие ребята. Выполняя их, ученики не раз обращаются к новой лексике, проговаривают ее, составляют с новыми словами вопросительные предложения, тем самым запоминая ее. Происходит активное употребление учащимися нового лексического материала.

Метод ключевых слов позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

Этот метод эффективен для реализации коммуникативной цели урока. Тексты должны быть содержательными, интересными для ребят и конечно соответствовать языковому уровню учащихся.Только в этом случае будет эффект! Применяю метод ключевых слов в 7-11 классах. В учебниках 7-11 класса тексты носят аутентичный характер, насыщены фактами в отличие от учебников 5-6 классов. Ситуативно аутентичные тексты вызывают интерес и естественную эмоциональную реакцию школьников, формируют положительное отношение к предмету.Включение аутентичных текстов в работу над темой создает благоприятную почву для развития межкультурно- коммуникативных умений учащихся, обеспечивает активность и личную заинтересованность старшеклассников на уроке, опору на имеющийся опыт в языке и общении. Поэтому считаю, что целесообразно начинать работать по методу ключевых слов с 7 класса.

Видеоролик к тексту можно скачать на файлообменнике.Работа выполнена учеником 10 класса Конюховым Александром.

http://youtu.be/xiKhgY24_uc

 

Основная идея обучения иностранному языку состоит в увеличении словарного запаса. Чем больше слов знает ученик, тем лучше он знает язык.

Но в ходе процесса обучения нередко происходит так, что некоторые слова запоминаются легко и быстро, а некоторые, наоборот, запоминаются очень трудно, а то и совсем не запоминаются. Каждый из нас неоднократно замечал, что некоторые иностранные слова не цепляются в памяти, ускользают из поля сознания. И сколько ни заглядывай в словарь, они все равно выпадают из памяти.Для таких "трудных" слов можно придумывать запоминалки.Вот некоторые ассоциации, которые я использую на уроках- "separate" связываю с функциями сепаратора(сепарировать-значит отделять сливки от молока)

В глаз что-то попадает и мы часто вскрикиваем АЙ.

Слово half можно объяснить так:Один мальчик ел мороженое, другой попросил немного откусить,а сам ХААФ и ПОЛОВИНЫ нет!

Даже самый слабый ученик запоминает значение слова и безошибочно употребляет в речи

Каждому слову можно придумать историю.Главное помнить-не насыщать урок запоминалками!Большое количество может создать "кашу" в голове ребенка.Все хорошо в меру!

Если Вас заинтересовал такой метод объяснения слов, в интернете существует словарь запоминалок английских слов на сайте www.zapominalki.ru

О технике запоминания английских слов на основе мнемонических методов можно прочитать здесь

 

A language is not a subject which can be taught. In is a subject wich must be learnt. we learn to perform any skill by actually performing it.(M.West)

Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения. В репродуктивной речевой деятельности недостаточно знания только одного слова. важно, чтобы дети владели связями слова и образованием на их основе словосочетания.

Для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:

1. найти слово в памяти

2. произнести его

3. включить в сочетание на основе смысла и в соответствии с грамматикой

4. включить сочетание в предложение или в текст.

Считаю, что ученики должны постоянно чувствовать необходимость знания слов для выражения своих мыслей, т.е. ощущать напряженность коммуникативной задачи.Это и есть речевая потребность. Учитель должен постараться, чтобы слово"врезалось" в память ученика. Только тогда он сможет "достать" его из своей памяти. когда настанет необходимость. Для запоминания лексики использую следующий прием:

-Vocabulary Memorization Game.На доске рисую 3-4 круга, в которых пишу слова, уже известные детям.Ребята читают их хором, после чего слова стираю.Затем прошу одного из учеников заполнить круги словами, которые были написаны(слово должно быть написано учеником именно в том круге, где оно находилось пока его не стерли!). После того как задача была выполнена, усложняю задание, дорисовывая еще несколько кругов со словами.Так как игра кажется простой, то и проходит "на ура!"Преимущества:проста в использовании в любом классе любого уровня обучения,занимает немного времени на уроке, развивает зрительную память учащихся и навыки письма,можно использовать как на этапе закрепления новой лексики, так и для проверки уже изученного материала;можно разнообразить и усложнить игру на любой вкус и уровень сложности материала(вместо отдельных слов написать словосочетания или предложения и т.д.)

Разнообразить этот прием работы с лексическими единицами может каждый учитель( составить словосочетание и записать его в круге, написать к слову антоним или синоним и тд).

Будет полезно заглянуть в facebook- игры, приемы работы с вокабуляром учащихся.

http://www.facebook.com/events/349363455093988/

 

При формировании лексических навыков и умений ставятся две основные задачи: с одной стороны, необходимо сохранить словарный запас предыдущих лет обучения, с другой — обеспечить прочное усвоение нового и сделать весь лексический запас достаточно прочным и мобильным. Устное опережение лексики при предъявлении сочетаю со зрительной опорой на текст. Новую лексику даю для записи ее дома в словарные тетради. Предъявляю лексику в основном на знакомых речевых образцах, как правило, в небольшом речевом контексте , в вопросо- ответных и иных условно коммуникативных упражнениях, задача которых обеспечить как можно более быстрый «запуск» в речь.

Каждое новое слово ввожу следующим образом:

1.На первом этапе работы с новым словом детям дается установка Listen and repeat after me!

- Is it a table?-Yes, it is.It is a table. (показ иллюстрации или предмета)

- Is it a table?( показ другой иллюстрации, которая означает новое слово) - No, it is not. It is not a table.It is a chair.

- What is it? (опять показ стола)- It is a table.

Аналогично проводится работа со словом "стул" и т.д. Все новые слова на уроке прорабатываю таким образом.

2. После того, как все новые слова были отработаны и "попробованы на язык" ребятами, отрабатываю умение детей самостоятельно задавать аналогичные вопросы друг другу и отвечать на них.

Система таких упражнений представляет собой непрерывную цепочку, последовательность которой не должна нарушаться. Эта система упражнений поможет сформировать у учащихся динамичные стереотипы.

Данная система упражнений имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

«+»: это последовательная система упражнений, способствующая формированию стереотипа, а значит и навыка.

«-»: приводит к утомляемости учащихся.

Эта система может использоваться в «диалоге-расспросе», в том числе в речевых играх.

Поскольку из урока в урок накапливается словарь, необходима систематическая работа по его удержанию в памяти, которая должна быть предельно индивидуализирована. Кроме ведения личных словарных тетрадей (это обязательно для всех!), отдельным ученикам необходимо давать индивидуальные задания на вариативную письменную фиксацию слова, на подбор однокоренных слов, тематической лексики и т. п. На всех уроках повторения и в начале уроков домашнего чтения надо найти время для целенаправленной работы над лексикой, чтобы держать ее в мобильной готовности для использования в речи.

 

Ознакомление со словом- это ответственный момент в работе над его усвоением. Чтобы слово "врезалось" в память, учителю необходимо применять оптимальные средства семантизации слова в единстве с его звучащей и графической формами. В методике существует одноязычные средства семантизации ( значение слова раскрывается на иностранном языке) и переводные. К одноязычным относят контекст, дефиницию, синонимы, антонимы. К переводным средствам можно отнести перевод на родной язык и толкование значения слова на родном языке. и просто необходимо, если есть возможность, все эти средства семантизации сопровождать использованием НАГЛЯДНОСТИ. Семантизацию осуществляет учитель.

Лично я стараюсь как можно чаще побуждать ребят самостоятельно знакомится со словом.Выяснение значения слова-это естественная операция, которую изучающим иностранный язык, приходится производить постоянно, поэтому приобщать к ней надо с младшего возраста. Встречу учеников с новым словом осуществляю на основе текста.Ученикам предлагаю следующий алгоритм работы при встрече нового слова в тексте:

1. Попытайтесь догадаться о значении слова по контексту

2. Используйте анализ слова по составу

3. Если значение слова не проясниться, то обращайтесь к словарю.

Затем новые слова выделяются из текста. Это был процесс ОЗНАКОМЛЕНИЯ со словами. Но для расширения сведений о слове ( для построения своих собственных высказываний), слово необходимо извлечь из текста и рассмотреть его как самостоятельную единицу.

ТРЕНИРОВКА произвожу с помощью упражнений. Все лексические упражнения делятся на 2 категории:

1. Запоминание слова

- Назвать изображенные на картинке предметы

- Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной теме

-Исключить из ряда слов, не соответствующее данной теме

- Образовать с выделенным словом свои предложения по образцу

-Дополнить предложения подходящими словами

-Заполнить пропуски, используя слова для справок

- Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову

- Употребить антоним к выделенному слову

- Поставить вопрос ( в вопросе предполагается употребление нового слова)

- Ответить на вопрос, употребив новое слово.

2. Формирование сочетаний слов со смыслом

- Какие глаголы можно употребить с новыми словами?

-Соотнесите слова в колонках, чтобы получились правильные сочетания

-Подберите из " разбросанных " слов словосочетания

-Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, друзьям ...

3. Формирование новых лексических единиц (подготовленная речь)

Все упражнения свожу с разнообразной группировкой слов, нацеленных на будущее высказывание. Дети могут пользоваться при составлении сообщения различными лексические таблицы, функционально- смысловые таблицы, интеллект- карты.

На данном этапе работы с активным словарем использую видеоролики без звука, картинки( подбор необходимых слов и словосочетаний для озвучивания и описания), предлагаю план высказывания (соотнести слова и сочетания с пунктами плана). Для облегчения выполнения таких заданий использую наводящие вопросы.

4. Ситуации для мотивации высказывания ( неподготовленная речь)

Отсутствие опор , а только ситуации, мотивирующие высказывание! Ученики создают свой продукт- текст, направленный на решение коммуникативных задач, используя усвоенный словарь.

Используемая литература:

Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Г.В. Рогова, Москва,Просвещение,1991

 

Пришла работать в школу в 1994 году, сразу после окончания педагогического училища. Работать в школе мне нравилось и нравится до сих пор. Наверное поэтому нахожусь постоянно в поиске интересных и эффективных методов и приемов обучения. Впрочем вряд ли найдется учитель, который ничего не ищет))).

В 90-е годы учителя и не мечтали иметь дома интернет. Это сейчас все кажется просто и легко. Интернет- это просто находка для постоянно занятого учителя. А раньше оформляли подписку на методические журналы, ходили в библиотеку за методической литературой и вели тетради-выручалочки, в которой фиксировали самое интересное из методики преподавания иностранного языка. По крайней мере у меня было именно так. Недавно, перебирая свои методические накопления, наткнулась на давно забытую тетрадь, которая меня очень выручала, когда я была начинающим учителем. Уже и не помню, откуда выписывала и кто автор этих замечательных приемов, одним из которых я хочу поделиться на странице своего блога. И прием записи новых слов с однократного применения мною был давно позабыт, наверное это связано не с тем, что он оказался неэффективен, а причина кроется в довольно сложных учебниках нового поколения.Ведь иной раз просто не хватает времени, чтобы выполнить с ребятами все упражнения, которые предлагают казахстанские авторы учебников при недельной нагрузке по 2 часа в каждом классе( иностранный язык в наших школах изучается с 5 класса). Насколько прием записи новых слов с однократного применения при усвоении речевого материала эффективен, решать Вам,уважаемые коллеги. Возможно кто-то из Вас решить попробовать его в своей практике. Лично я хочу возобновить его применение на своих уроках, взяв экспериментально одну группу.

Технология приема.(объем записи 3-5 минут)

1. Раскрытие значений слов любыми методами и приемами

2. Прослушивание микротекста, содержащего новые слова (5-6 фраз). Необходимо включать не все слова урока, а наиболее трудные.

3. Учитель произносит первую фразу, ученики обязательно проговаривают ее целиком про себя или шепотом. Таким образом записывается весь текст.

4. Учитель показывает заранее подготовленную доску с этим микротекстом. Учащиеся сверяют орфографию, исправляют ошибки.

5. Упражнения в автоматизации новой лексики (примеры упражнений я предлагала в предыдущей записи своего блога)

У школьников одновременно в работу включаются и слух, и речь, и письмо .Прием позволяет развивать навыки самоконтроля.

 

Усилия ученика. затрачиваемые на усвоение слов, определяются конкретными их свойствами, в частности совпадения или несовпадения в объеме значений с родным языком, принадлежностью к абстрактному или конкретному понятию, к знаменательному или служебному слову. Но главное- нужностью для выражения мыслей.Обеспечить овладение словарем- первостепенный долг каждого учителя, так как работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения.И у детей следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса. Как запечатлеть слово в памяти "раз и навсегда"? У каждого учителя есть на это свои секреты. Раскрою еще один свой прием работы с новыми словами.

Начну с того, что никогда не пишу перевод слов на доске, побуждая тем самым быть внимательными и запоминать слова самостоятельно. После проговаривания слов вслух, их неоднократного чтения, составления предложений с ними, записи их в словарик с переводом,предлагаю 1-2 минуту запомнить значения слов и правописания, глядя в свой словарь. При этом даю установку Try to remember new words!По истечении времени ребята закрывают словарики, предлагаю смотреть только на доску, где слова до сих не стерты. Называю вразброс русский перевод новых слов, дети называют вслух. Слабоуспевающим ребятам справляться с переводом не представляет трудности, т.к. зрительная память все же срабатывает- слова же написаны на доске, и главное, не так страшно отвечать, когда есть подсказка!

Следующий этап- Spelling Bee.( слова стираю с доски) Вызываю 5-6 ребят, которые встают в одну шеренгу, называю слово, дети по очереди называют его по буквам. Тот, кто не справляется, допуская ошибки, встают в конец шеренги. Игра продолжается столько времени, на сколько располагает им учитель на уроке, т.е. не в ущерб другим видам деятельности. Детям нравится такие приемы запоминания слов.А для меня главное, чтобы поднимал руку слабенький ученик, не боясь, что нигде нет подсказки. Ребенок с хорошей памятью и не смотрит на доску, а сразу тянет руку, чтобы побыстрее ответить. Так что приемом этим пользуюсь довольно часто на уроках и вижу эффект, и результат.

Развивая память любыми способами, мы подсознательно убеждаем школьников, что каждый из них способен принять участие в общении на иностранном языке.

 

Не секрет, что учащиеся относятся к заучиванию лексики как к скучному и неинтересному занятию. Это должно побуждать учителя к нетрадиционным формам работы. Я использую ребусы и кроссворды. Для лучшего запоминания слов пользуюсь рифмовками, песнями, содержащими новые слова и фразы. Можно, например, при заучивании слов по теме " Профессии" разучить песенку на мотив "В траве сидел кузнечик" :

I want to be a teacher,

I want to be a driver,

I want to be a lawyer,

I want to be a nurse.

I want to be, I want to be, I want to be a lawyer.

I want to be, I want to be, I want to be a nurse.

Ребята с удовольствием самостоятельно изменяют слова песни. Отрабатываются не только названия профессий, но и РО I want to be...

На мотив песенки "Нам не страшен серый волк" разучиваем цвета:

Brown and green, and blue and white, blue and white, blue and white,

pink and beige and grey and white

red and black and yellow.

Слова подкрепляем для лучшего запоминания цветными полосками или цветочками, которые развешиваем на доске в соответствии с очередностью в песенке.

На начальном этапе обучения языку стараюсь мобилизовать еще такие специальные приемы запоминания слов, как проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание, хлопая в ладоши.Эффект потрясающий! Нравится детям и мне, потому что постоянно вижу светящиеся радостью глаза.

При составлении ребусов определяем сначала вместе с ребятами семантические элементы, выясняем, какие слова можно зашифровать в ребусах.На дом учащимся предлагаю задание по составлению ребусов с новой лексикой и повторить ее устно и письменно. На следующий урок планирую проведение тренировочного словарного диктанта по новой лексике, далее- контрольный диктант.В заключении работы над темой провожу диктант-рассказ со знакомыми лексическими единицами.

Знакомя учащихся с ребусами, объясняю принципы их составления. Ребус- это изображение какого-либо слова или предложения при помощи комбинации цифр, букв, знаков, рисунков и тд.

1. Шифр "слово+слово", "предмет+предмет"(arm-chair)

2. Если дается запятая слева от рисунка или вверху, то это значит в слове исключается первая буква. Если справа от рисунка или внизу- то последнюю.( fox-ox, bear-ear)

Если 2 запятые- исключаем соответственно 2 буквы.

3. Если 2 предмета(буквы) нарисованы один в другом, то при расшифровке слова добавляем предлог in: w-in-d, f-in-e.

4. Часто предметы зашифрованы таким образом: предмет+ часть слова и наоборот- часть слова + предмет ( hat-e, man-y)

5. Если над рисунком буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось еще одно слово: coat-coast, pot-plot

6. Если нарисован предмет, а возле него написана зачеркнутая буква, значит эту букву исключаем при расшифровке слова. Если над зачеркнутой написана другая буква, то нужно заменить ею зачеркнутую букву: cock-lock, monkey-money.

Анализ результатов работы дает основание утверждать, что использование ребусов, кроссвордов, рифмовок, ритмических проговариваний позволяет добиваться хороших результатов: дети прочно усваивают лексику, пополняют свой словарный запас, хорошо запоминают написание слов, благодаря зрительной опоре правильно читают и произносят слова, учатся работать со словарем.

 

http://www.prosholu.ru/user/Bukina1/zoom/2654346/de25b6e2d15dbc0d/

Что такое умственная карта? Это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, в которой используются такие элементы, как: - память -ассоциации -место
Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность. Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает • охватить взглядом множество предметов и явлений
• позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь
• содержит большое количество данных
• помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества
• радует глаз
• привлекает к себе глаза и мозг ребенка
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
1. запоминания
2. упорядочивания и систематизации информации
3. планирования деятельности
4. подготовки к выступлениям
5. поиска решений в сложной ситуации
6. рассмотрению различных вариантов решения задач.
За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.
Мы рисуем с ребятами так:
1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги ( лучше А4) .Необходимы разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.
2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать нашу тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Необязательно уметь рисовать. Можно использовать вырезки из старых журналов ( рисунки) Главное проявить фантазию. Тщательно прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова.( при объяснении новой лексики рекомендую записывать слова рядом с рисунком). Рисунки разукрашиваем.
4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще. Пишем печатными буквами.
5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».
Более продвинутые в компьютерных технологиях ученики создают mind map с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Отличные программы с множеством символов и рисунков.
Выгоды использования интеллект - карт вижу в следующем:
1.Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за "крючок" и все вспоминается, Затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминание и память детей в дальнейшем. Легкое воспоминание. Видение информации внутренним мысленным взором.
2. Новый подход к проведению мозгового штурма. Быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легкое прослеживание взаимосвязей идей и поиск альтернативных решений. Облегчение внедрения идей в последующем. Эффективное улучшение идей для дальнейшего использования.
3. Умственная карта дает ребенку полную картину , которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа
Полностью согласна с тем, что рисование умственных карт - Экономит от 50 до 70 % времени, потраченных на записывание. - Приносит втрое больше удовольствия, чем простое планирование. - Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных. - Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше - стимулирует способность творить. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой. Детям нравится работать с картами ума. Тем более, когда им известно, что пересказать текст удобнее по карте. Так ничего не забудешь, и опора под рукой.
Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока, а также дома ( при пересказе текста, например) .Умственные карты я использую для мозгового штурма, обучения новой лексике, подведения итогов , пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно повторить или которые в данный момент изучаем. В общем, для активизации речемыслительной деятельности. Тони Бьюзен считает, что создавать карты можно по любому поводу, на любую тему. Будь это интересы, хобби, друзья, этапы роста, достижения, семья, школа, мысли, книжки и мультики.
Советую прочитать на эту тему:
1. Тони Бьюзен «Умные родители – гениальный ребенок», « Mind Mapping for kids» ( существует и русская версия книги, но я знакома только с английской),« Скоростная память».
2. Копыл В.И. « Карты ума»
По проблеме повышения мотивации учеников работаю второй год, и вижу положительные результаты использования интеллект- карт в своей деятельности. Качество знаний школьников повысилось на 18 % по всем классам, где преподаю английский язык. Предлагаю Вашему вниманию некоторые примеры интеллект- карт своих учеников.

Жабровец Алексей, 7 класс